Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Юрий Андреевич Ромашка "Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы."

Параллельно с Фрейдом и одно время вместе с ним работал другой, великий и значимый для развития научной психологии исследователь. Это был Карл Густав Юнг. Он, оценив всю глубину открывающейся перспективы в изучении психики человека методом психоанализа индивидуального бессознательного, постулировал наличие коллективного бессознательного. Разойдясь во взглядах и расставшись с Фрейдом, Юнг оставшуюся часть своей долгой жизни (с 30-х и до 1961 г.) целиком посвятил исследованию феноменов, далёких, на первый взгляд, от психологии… Он объездил весь мир, собирая и анализируя мифы, сказания, легенды, религиозные догматы цивилизованных и первобытных народов разных континентов. И обнаружил парадоксальную по общепринятым понятиям вещь:

Все народы всего мира, независимо от расы, уровня социокультурного развития и географического места проживания, хранят в своём историческом эпосе сходных, если ни сказать - идентичных мифических персонажей, идолов, одинаковые обрядовые, культовые и оккультные традиции. Этот факт и привёл Юнга к мысли о наличии «коллективного бессознательного» - единого, общего для всех землян, а, следовательно, трансперсонального, что значит – «сквозящего среди каждого». Второй вывод, который сделал Юнг: коллективное бессознательное не хаотично, оно имеет структуру в виде базовых информационных матриц, «описывающих» и охватывающих буквально все проявления бытия любого народа! Эти первичные матрицы Юнг назвал архетипами.

Таким образом, и была заложена основа теории единого информационного поля и его базовых составляющих (правда, сам Юнг его так не называл, таковое понятие относится уже к нашей эпохе). Заметим также: Юнг рассматривал свою теорию безотносительно какого-либо материального субстрата. Видимо, поэтому идеи Юнга не нашли широкого распространения и поддержки среди его современников. Ещё бы, - это в век-то воинствующего материализма! Но, к счастью, ветвь, долгое время остававшаяся в тени, не завяла.

В самом начале 60-х годов на авансцене исследования трансперсональных феноменов появляется чешский врач-психиатр Станислав Гроф. Теперь изучение трансперсональных проявлений переходит на новый, более высокий уровень – активный экспериментальный.

Оказывается, человек может сознательно погрузиться в своё бессознательное (простите за каламбур), используя определённые химические вещества природного происхождения, а также некоторые синтетические и растительные лекарственные препараты. К месту добавлю, что именно таким способом шаманы разных континентов «уходят» в нирвану для общения с духами. Интересующихся шаманизмом отсылаю к книгам Карлоса Кастанеды.

С. Гроф, используя эти ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ (галюциногенные) вещества, сначала на себе испытал трансперсональные переживания, и как психиатр, знакомый с работами Фрейда и Юнга, по достоинству оценил их возможную роль в клинической и научно-исследовательской работе по изучению глубин, а вернее – высот человеческой психики. В течение последующих 20-ти лет он провёл около 30-ти (30000) тысяч (!) экспериментов на здоровых добровольцах и лечебных сеансов со своими пациентами с применением психоделиков. Результат превзошёл все ожидания!

Затем С. Гроф продвинулся ещё дальше. Он разработал и внедрил в практику холотропную терапию, - комплекс дыхательных и медитативных техник, которые позволяют вывести пациента на «психоделический уровень» без применения химиопрепаратов.

К сожалению, его методы до настоящего времени не получили широкого распространения ни на Западе, ни в России, хотя их эффективность на порядок выше всех остальных! Да, в Москве, помнится, ещё году в 1993-м(?) был организован Трансперсональный Институт! А много ли практикующих методики Грофа в городах и весях наших, да и в той же Первопрестольной?! То-то… Объясню причины.

Первая: налёт мистики, пугающий тех, кто о Грофе слыхал, но трудов его не изучал.

А таких – большинство.

Вторая причина, на мой взгляд, главная: методики Грофа ТРУДОЁМКИ и ВРЕМЯЁМКИ, если, конечно, браться за «тяжёлые случаи». Я, например, работая с пациенткой, страдающей тяжёлой эндогенной депрессией, потратил 8 месяцев при 2-х сеансах в неделю, прежде чем мы добились стойкой ремиссии (уже более 7 лет).

И третье, совместно со вторым определяющее: зашкаливающая коммерциализация психотерапии. И психологи и их (наши) клиенты работают и лечатся по принципу: «За тыщу, но сегодня, чем за десять через год».

И всё же, о Per Aspera ad Astra, Грофом и его верными соратниками и учениками

Выводы были сделаны следующие:

1.Общее коллективное бессознательное (читай – информационное поле) реально существует.

2.Оно имеет голографическую структуру: «каждый знает всё обо всех, и все знают всё о каждом», причём это касается и неодушевлённых предметов. Общая теория голографического принципа строения вселенной в последней четверти 20-го века уже была постулирована физиками, хотя многими из них оспаривается до сих пор.

3.Каждый индивидуум имеет некое собственное информационное поле, или «метку», набор информационных структур (программ), которые Гроф назвал системами конденсированного опыта (СКО), врождённых и приобретённых.

4.Каждый имеет возможность «подключаться» при определенных состояниях сознания к единому информационному полю, т.е. «выводить на дисплей своего сознания информацию с глобального сервера».

5.Природа или Творец специально ограничили возможности людей к «подключению», иначе бы человек не смог существовать в реальном конкретном мире,- постоянно витая где-то там, он и улицу перейти не смог бы, не попав под трамвай. Цитируя Бэндлера – Гриндера можно понимать это так: «будет вдруг разрушена плотина – и бушующее море бессознательного затопит узкое русло сознания».

6.Искусственно вызываемое химическими веществами или специальными дыхательными и медитативными техниками изменённое состояние сознания, позволяющее проникнуть в глубины бессознательного, можно широко использовать для лечения и самопознания.

< Назад | Дальше >