Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Юрий Андреевич Ромашка "Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы."

3.Техника НЛП – нейролингвистическое программирование. Авторы Р. Бэндлер и Дж. Гриндер. Один из них по первой профессии компьютерщик-программист, другой – лингвист. Именно поэтому им удалось, наблюдая работу успешных психотерапевтов и анализируя её, впервые в истории практической психологии создать стройную, научно обоснованную частную теорию целого ряда вербальных психотерапевтических методик под общим названием НЛП. В её основе лежит давно известный принцип: «как мыслю (и подсознательно в т.ч.) – так и говорю», и, наоборот, - «как говорю – так и мыслю».

Ещё одним значимым достижением практической психологии 2-й половины 20-го века стали разработка и развитие методик групповой активно-деятельной психокоррекции. Это стало возможным вследствие изменения менталитета общества: люди перестали стесняться открытого признания своих психологических проблем. Из таких техник наиболее широко и успешно практикуются ПСИХОДРАМА и разнообразные ГРУППОВЫЕ ПСИХОТРЕНИНГИ.

Апогей индивидуальных и групповых психотехник пришёлся на последнюю четверть 20-го века.

Для полноты обзора не могу обойти вниманием «дианетику» Рона Хаббарда. Сей муж сотворил некую вполне безобидную теорию: переложил идеи Фрейда на своеобразный, но чётко определённый терминологический язык. Это само по себе было прогрессом: впервые кто-то попытался конкретно договориться о терминах! Но знал бы дядюшка Рон, в какого всепланетарного монстра превратят его детище «благодарные последователи».

Кому интересно, - отправляю к первоисточнику…

Подведём итоговую черту под 1-й главой: впечатляющие успехи практической психодиагностики и психокоррекции в конце 20-го столетия при отсутствии фундаментальной теоретической базы.

ГЛАВА 2

ИСТОРИЯ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПАДЧЕРИЦЫ ПСИХОЛОГИИ.

Если я видел дальше других, то лишь потому,

что стоял на плечах гигантов.

А. ЭЙНШТЕЙН.

Как было показано выше, основу более-менее удобоприемлемой теории заложил Зигмунд Фрейд. Он структурировал человеческую психику на две неравновеликие области: «узкую» сознательную часть и необозримую бессознательную. Между ними есть ещё «прослойка» - та информация, которую мы не удерживаем в поле внимания «здесь и сейчас», но в любой момент можем извлечь в осознанную область, например: надо позвонить другу – и тут же «всплывает» номер телефона. В общем, это легко доступная часть памяти. Эта часть нашей психики со времён Фрейда называется предсознанием. Справедливости ради, следует сделать маленькую ремарку: Фрейд ничего не изобрёл, наличие бессознательных фантазмов, подсознательной памяти, влечений, вытеснения и трансферта (переноса) – были хорошо известны другим исследователям конца 19-го века.

Но они эти явления только разрозненно описывали. Заслуга Фрейда в том, что он сумел, отрешившись от поисков материального субстрата, обобщить разрозненные элементы, сведя их в единую теорию, хотя и далеко не бесспорную.

< Назад | Дальше >