Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Юрий Андреевич Ромашка "Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы."

Вывод: наличие глубочайшего кризиса психологической науки, во

всяком случае, отечественной - доказан.

Вернёмся, всё же, к теме исторического развития предмета. Напомню, что я рассматриваю развитие и кризис психологии и русской, и мировой.

Проанализируем следующий этап развития, на временном отрезке он растянулся примерно с конца 30-х до 80-х годов.

В России его можно охарактеризовать следующим.

1.Идут активные поиски материального субстрата психики. Официальное головное учреждение, работающее в этом направлении – Институт Мозга под бессменным руководством династии БЕХТЕРЕВЫХ. Неофициальных, закрытых военных исследовательских центров несколько. Открыто много интересных частных и общих феноменов, например, доказано наличие телепатической коммуникации, ясновидения, пред- и ретровидения. Акцентирую: доказано наличие, но не объяснён механизм. Тем более, не изысканы возможности управления этими способностями человеческой психики. А главное, - материальный субстрат так и не обнаружен!!

2.Происходит вполне естественное деление общей психологии на ряд всё более узких дисциплин, поскольку бурно развивающееся общество ставит перед психологами новые и новые задачи, а ком нерешенных проблем нарастает. Но, к чести, надо заметить, что есть большой прогресс и в общем, и в частном:

3.Разрабатываются принципиально новые методики психодиагностики, различные способы тестирования испытуемых, сами тесты модифицируются и совершенствуются, более широко внедряются в повседневную практику. С развитием электроники и ЭВМ появляется возможность проводить исследования по принципу обратной связи, результаты объективно и беспристрастно фиксируются и анализируются электроникой. Исследования на полиграфе – яркий тому пример.

4.Подготовка кадров. Открыто много новых факультетов психологии в различных вузах станы. Основан целый ряд научных и академических учреждений, сочетающих теоретическую и практическую работу. Психология «шагнула в повседневную жизнь».

5.Наряду с явными достижениями и плюсами остался и, более того, стал просто огромным такой вот минус: шагнув в общество, психологические достижения так и не охватили своей опекой конкретного человека. Увы! Психодиагностика, а того паче, психокоррекция, оставались в указанном периоде практически недоступными для простого среднестатистического гражданина «И.И. Петрова». Причина этому многофакторна, но один из главных факторов – «беззубость» самих психологов. Это они, казалось бы, имея мощный инструмент воздействия на толпу, не смогли (или не захотели, или им не разрешили?) сформировать общественное мнение в свою пользу. Большинству россиян и в 2006-м при слове «психолог» мерещится «психушка».

6.Главное в «минусах»: так и не сформирована единая научная, официально признанная концепция психики и её феноменологии, т.е. сохраняются «разброд и шатания». Разрозненность, зачастую неприкрытая вражда, амбициозность отдельных «школ», «течений», разных научно-академических заведений – основа того хаоса и кризиса психологической мысли.

Теперь давайте кратко «пройдёмся» по лабиринту развития зарубежной психологии. (30-е – 80-е г.г.) Что мы с вами видим? Да всё то же самое. Есть лишь одно большое, но не принципиальное отличие. Начиная с 50-х годов, в связи с резко возросшей информационной нагрузкой, потерей обществом духовных идеалов, вынужденным «трудоголизмом» большинства взрослого населения, катастрофическим распространением алкоголизма и наркомании, распадом института семьи, - резко возросло количество неврозов и «пограничных состояний». Значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных суицидов. Всё это породило спрос, соответственно и предложение, на различные, хоть сколь-нибудь эффективные психотерапевтические или психокоррекционные методики.

Применение психотропных медикаментов в этих методах изначально категорически отвергалось, т.к. это был уже пройденный путь в тупик.

Именно поэтому, прежде и более всего в США, появился целый арсенал эмпирических психокоррекционных методик, под большинство из них авторы потом подвели более или менее правдоподобную теоретическую базу.

Назовём самые, на наш взгляд, эффективные и распространённые, в настоящее время и в России тоже, дадим их краткие характеристики.

1.Эриксоновский гипноз. Начну с него, т.к. гипноз издавна применялся в лечении самых разнообразных психических нарушений. Уже более чем вековая практика показала, что именно в изменённых состояниях сознания (чем и является гипнотический транс) человек способен как бы найти суть, корни своего внутреннего конфликта или травмирующего фактора, пережить его, а затем интегрировать в свою подсознательную систему. Беда лишь в том, что классический гипноз слишком навязчив и прямолинеен, императивен. Всё, навязываемое человеку императивно, вызывает явное и скрытое сопротивление, только в разной степени выраженное. Поэтому и потерпела фиаско традиционная гипнотерапия. Милтон Эриксон интуитивно разработал метод «гипноза без гипноза». Суть - в ненавязчивом «мягком» введении человека в поверхностный или глубокий транс (зависит от внутреннего пожелания клиента, т.е. он как бы сам выбирает для себя ту глубину, в которой его подсознанию будет «более удобно» справляться с проблемой) Затем следует такое же мягкое предложение поискать способ решения проблемы в своих внутренних резервах, и такой, как правило, находится. Удивительно? Нисколько, т.к. резервы человеческой психики безграничны, надо только уметь привести их в действие. Техника практически универсальна, но требует особых способностей и достаточного опыта оператора (консультанта).

2.Техника Трансактного анализа. Разработана Эриком Берном. Основана на «объяснительном» принципе: клиенту предлагают некую модель человеческих трансакций, коммуникативных форм, где каждый, в зависимости от обстановки и личных амбиций, может вести себя в одной из 3-х основных ипостасей. Либо как Ребёнок, либо как Взрослый, либо как Родитель (назидающий и укоряющий взрослый). Затем объясняют, что в любом контексте общения для психологического комфорта необходимо выбрать роль, адекватную контексту. То есть: когда надо – быть отцом, когда-то взрослым, а где-то и ребёнком. И что особенно важно, - научиться понимать,- в какой роли выступает «со-трансактник». Эта психотерапевтическая техника хорошо срабатывает при психологических конфликтах «Я – Ты» и «Я – группа». При других проблемах, например конфликте «Я – Я», она бессильна.

< Назад | Дальше >