Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Михаил Ефимович Литвак "Как узнать и изменить свою судьбу"

Анализ истории болезни и жизни М., а также мно­гих других моих клиентов и пациентов показывает, как живуч социоген. Об этом говорится и в работах многих психотерапевтов. Мне социоген представляется в виде почти потухшего костра, который, если подбросить су­хие ветви неприятностей, опять высоко поднимется к небу. К. Хорни сравнивала организм невротика с тота­литарным государством, где правители (социоген) изо­щренно издеваются над своими подданными, за счет которых живут. Нам обязательно надо потушить костер и свергнуть жестоких правителей.

Сейчас мне предельно ясно, что в психологической подготовке, психогигиенической работе нуждается каж­дый, и поэтому я организовываю семинары и провожу занятия. Приходите. Я помогу вам. Следует быть вни­мательным к своим невротическим стигмам (навязчи­вости, суеверия, подозрительность, застенчивость, тре­вожность и т.п.) Ведь если невротическое семя сохра­нилось, даже после легкого дождя неприятностей мо­жет быстро вырасти чертополох неврозов или психосо­матических заболеваний.

Я сам порой чувствую тягу старого сценария. Когда-то у меня был минус в позиции «ОНИ». Иногда трудно прекратить изжившие себя отношения, не удается за­владеть вниманием интересного мне человека, и при первом контакте я не всегда выгляжу убедительным. Кто-то из мудрых сказал, что «если хочешь подчинить себе обстоятельства, подчини себя разум;'». И теперь выводы рассудка Помогают мне противостоять тяге сце­нария, которая постепенно становится все меньше.

Педагоги! Не добивайтесь того, чтобы «творческие снобы» были круглыми отличниками. Пусть они занимаются физкультурой и принимают участие в вече­рах. Общайтесь с ними на равных, и вы сможете кое-чему у них научиться.

Руководители! Лучше всего использовать «творчес­ких снобов» в рамках их способностей.

Дорогие «творческие снобы»! Не судите тех, кого вы не принимаете, тренируйте себя на новых контак­тах. Предлагаю вам такое упражнение. Постарайтесь взять что-нибудь без очереди (пусть это будет ненуж­ный вам товар). Для этого осмотрите всю очередь и при­киньте, кто не откажет. Потом обратитесь к этому че­ловеку с просьбой сделать для вас покупку. Неудача за­ставит вас подумать и выявить ошибку в оценке, удача даст чувство радости.

Старайтесь почаще беседовать с незнакомыми людь­ми в трамвае, очередях, длительных поездках. Незамет­но наблюдайте за ними и стройте предположения по поводу их поведения. Пройдет какое-то время, и вы на­учитесь быстро разбираться в людях. Застенчивых лю­дей нет, так же как нет необщительных людей. Под застенчивостью кроется страх неудачи. Хорошая психо­логическая подготовка этот страх снимает. Каждый хо­чет, чтобы его поняли. Так вот, не требуйте, чтобы поня­ли вас, постарайтесь сами понять другого. Желаю удачи!

4.7. Комплекс «раболепствующий тиран»

«Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД-«

«Я-, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+»

Все рассмотренные выше комплексы относятся к ста­бильным. Эти значит, что и «Евгений Онегин», и «вы­сокомерный творец», и «гадкий утенок», и «творческий сноб» стабильны во всех своих жизненных проявлени­ях. хотя иногда при «Я + » они могут действовать как личности «Я-», и наоборот (иногда «гадкие утята» проявляют чудеса храбрости не только в труде, но и в межличностных контактах, а после приступа храбрости становятся еще более робкими'). Такие моменты, во-пер­вых, бывают редко, во-вторых, не определяют общего стиля жизни и ее основных событий, стереотипов по--ведения, системы отношений, которая формируется в соответствии с личностным комплексом.

Суть же нестабильного личностного комплекса «ра­болепствующий тиран» в том, что нестабильность явля­ется его постоянным свойством. В зависимости от оценки ситуации (часто неосознаваемой) в одних случаях «ра­болепствующий тиран» ведет себя как личность с «Я», в других - как с «Я+». Такая нестабильность в пози­ции «Я» отражается и на других позициях. При «Я+» такие люди ведут себя высокомерно, при «Я-» у них отмечаются черты, характерные для «гадкого утенка». Общую формулу комплекса можно записать следую­щим образом:

«Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД-

«Я-, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+»

Клиенты и больные с данным комплексом встреча­лись мне чаще всего. Реальная жизнь протекает по верх­ней части формулы, и их никогда не покидает чувство временности. Та работа, которой занимаются, им не нравится, они мечтают о другой. Обычно такие люди имеют хобби, которому отдают все свободное время в ущерб своим близким, к которым у них негативное от­ношение. С моей точки зрения, человек, нашедший себе работу по душе, не нуждается в хобби. Верно и обрат­ное: если есть хобби, занимающее много времени, то нет любимой работы. А любимой работой можно считать такую, которая позволяет без помех упражнять свои способности. Как отмечал Аристотель, в этом и состоит счастье. Понятно, что безрадостный труд приведет к несчастью, если нет компенсирующего хобби. Но тогда лучше хобби сделать основной работой.

< Назад | Дальше >