Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Михаил Ефимович Литвак "Как узнать и изменить свою судьбу"

4.Характер и судьба

«Посеешь случай - пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу», - гласит известная пословица. С давних времен и по сей день большим успехом пользуются предсказа­ния пророков, прорицателей, астрологов и гадалок. И это понятно, ведь человеку хочется знать, что его ожи­дает в будущем, какова его судьба.

Как считали древние греки, даже боги не могут уйти от судьбы. С Олимпа посылает Зевс людям свои дары и утверждает на земле порядок. В его руках все: добро и зло, жизнь и смерть. Но хотя посылает людям счастье и горе Зевс, все же судьбу их, да и его собственную, опреде­ляют неумолимые богини судьбы - мойры. Нет такой силы и власти, которая смогла бы изменить назначенное ими. Имена мойр - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назна­чает жребий еще до рождения человека. Клото прядет нить его жизни. Оборвется нить, и окончится жизнь. Атропос все назначенное человеку заносит в «свиток судьбы».

В последнее время наука начала интересоваться во­просами судьбы, и как удалось выяснить, кое-чем;7 дей­ствительно лучше покориться. Ибо легче всего жить в соответствии со своей природой, и тогда при необходи­мости можно что-то поправить.

Итак, в «свиток судьбы» заносится генетический код, т. е. задатки, на почве которых формируются способ­ности и развивается темперамент. Если уж так получи­лось, что я родился мужчиной, мне легче всего развивать задатки, которые свойственны мужчине. В противном случае у меня будут большие трудности. Конечно, гене­тический код записан родителями, но в нем заложены только возможности. Реализуются они или нет, зави­сит только от человека. Здоровые люди развивают свои духовные или физические возможности, пытаясь до­стичь здесь вершин, и даже если они до них не доберут­ся, то все же поднимутся на какую-то высоту. Невротичные натуры, ссылаясь на судьбу, остаются внизу и критикуют тех, кто пока еще не достиг вершины. Их лю­бимая отговорка: «Стоит мне только захотеть...» Они, как заметила К. Хорни, желали бы оказаться на верши­не, но не хотят карабкаться.

После рождения ребенок еще долгое время ничего не умеет, родители его кормят, одевают, воспитывают, формируют характер, т. е., как мойры, определяют его судьбу. Последняя обусловлена генным набором и вос­питанием, где переменной является воспитание. От него в конечном итоге все и зависит. Воспитание можно срав­нить с резцом, которым обрабатывают материал (ген­ный набор). Многие родители жалуются, что при одинаковом воспитании дети у них получились разные. А как же иначе! Ведь генный набор-то у детей разный! В результате воспитания формируется характер, который можно считать вектором воспитания и генного набора.

Характер - это совокупность устойчивых и сущест­венных форм индивидуальных свойств личности, отра­жающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду. Основными свойствами характера являются целостность, активность, твердость, устойчивость и плас­тичность.

4.1.Количественные параметры

Целостность характера связана с наличием или отсутствием в его структуре противоречивых черт. Целостным харак­тером считается такой, в котором имеется согласован­ность его отношений к различным сторонам действи­тельности и нет противоречий в интересах, стремлени­ях, действиях. С моей точки зрения, все характеры це­лостны, т.е. внешние его проявления соответствуют внут­реннему содержанию. Просто надо уметь расшифровы­вать эти поведенческие сигналы. Например, часто гово­рят: «двуличный человек», имея в виду несоответствие формы и содержания. По двуличной форме полностью соответствует двуличное содержание, и человек с хоро­шим «психологическим слухом» всегда это уловит.

«Он мне клялся в вечной любви, такой был ласко­вый, а потом...» Как часто мне приходится это слышать от брошенных жен и возлюбленных! Я же всегда наста­иваю на том, чтобы мои клиенты искали ошибки в сво­их действиях и в дальнейшем пытались изменить себя а не партнера, и поэтому прошу, чтобы они воспроизве­ли детали объяснений в любви. И что я слышу? «Он мне говорил: «Такой красивой, такой хорошей я никогда не встречал». Ясно, что это бабник. В момент опьяне­ния он видел, как минимум, двух женщин: мою клиен­тку и ту, которая «хуже» нее. Но к хорошему довольно быстро привыкают, и через некоторое время другая ока­залась лучше (может быть, просто тем, что она «другая»).

«Я без тебя пропаду». «Я для тебя звезды с неба до­стану», - варианты объяснения в любви алкоголиков или будущих алкоголиков.

«Верьте мне...» - значит, врет. «Я питаю к вам ис­креннее уважение», - здесь попахивает презрением. В самом уважении уже заложена искренность. Никогда не уговаривайте. «У говаривать- значит насиловать». Но верно и обратное. Не позволяйте себя уговаривать. Когда я рассматриваю какой-либо товар, а в это время продавец шумно расхваливает его, я говорю, что уйду, если он сейчас же не замолчит; я сам должен убедиться в достоинствах товара. Деловому человеку не стоит жа­ловаться на то, что его обманули. Шопенгауэр писал, что это самый выгодный способ помещения капитала, ибо приобретается драгоценный опыт.

Таким образом, чем больше у человека психологи­ческих знаний и навыков, тем менее противоречивыми ему представляются характеры людей, тем меньше у него разочарований, тем раньше он прерывает нежелатель­ные для него отношения.

Активность проявляется степенью противодействия внешним обстоятельствам и энергией, с которой чело­век преодолевает препятствия. В этом плане говорят о сильном и слабом характере. Наблюдения показывают, что сила характера тесно связана сличностным комплек­сом (социогеном), о котором речь пойдет ниже. Так, и при слабом характере человек добьется выполнения тре­бования социогена, т. е. направление волевой активности связано с характером. И если это направление совпада­ет с предопределениями судьбы, тогда хватает и воли. Довольно часто говорят о слабой воле алкоголика. Что­бы рассеять это нелепое утверждение, я вам, непьющим, хочу задать вопрос: хватит ли у вас силы воли достать бутылку водки в два-три часа ночи? Думаю, нет. А у алкоголика хватит!

< Назад | Дальше >