Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Михаил Ефимович Литвак "Как узнать и изменить свою судьбу"

Как биологический организм я, по-видимому, суще­ствую с момента зачатия, но как личность начинаю фор­мироваться с момента рождения. Под личностью в пси­хологии понимается человек как носитель обществен­ных отношений. Когда у вас появилась личность? С какого возраста вы себя помните? Отрывочные воспо­минания остались в памяти с трех-четырех лет. Вся ли­ния жизни четко прослеживается с пяти-семи лет. В это время вы впервые отделили себя от остального мира и выработали к нему свое отношение. При этом вы не утратили своих биологических свойств. Именно на их основе сформировалась ваша личность, которая являет­ся сложным переплетением биологического, психоло­гического и социального. Чтобы жить в соответствии с законами природы, надо знать психологические свойства личности - задатки, способности, темперамент, характер.

1.Задатки

В задатках нет ничего социального, они определяют­ся генным набором, анатомо-физиологическим строени­ем головного мозга и всего тела. Когда начинается ста­новление личности, обязательно следует учитывать за­датки. Ну, прежде всего, мужчину надо воспитывать как мужчину, женщину как женщину. Особенно это следу­ет учитывать мамам, которые растят своих детей без от­цов. Моя соседка постоянно кричала на своего семи­летнего сына, когда он начал заниматься в школе. Я спро­сил, чего она добивается. Она ответила, что хочет, что­бы сын вырос настоящим мужчиной. Но как же он мо­жет вырасти настоящим мужчиной, если он, сколько себя помнит, все время вынужден подчиняться женщи­не, а примера отца - главы семьи - у него перед глазами нет? Соседка обучилась психологическому айкидо. Все, конечно, делалось так, как хотела мать, но у мальчика создавалось впечатление, что руководит семьей он. Сейчас ему уже 14 лет, и он явля­ется опорой матери.

Мне очень нравятся идеи педагога Акбашева, кото­рый говорит, что ребенка следует не воспитывать, а вы­ращивать, развивая задатки, которые у него есть. Он подметил, что здорового ребенка чаще воспитывают неправильно, добиваясь от него усвоения программы и совершенно не считаясь с его задатками, а дефективно­го ребенка воспитывают верно, ибо развивают те задат­ки, которые у него есть. Подгонять человека под какой-то социальный образец опасно. В авиации есть траги­ческий пример гибели летчика, когда у него не раскрыл­ся основной парашют, а он не смог открыть запасной. Оказалось, что он по природе был левша, а его интен­сивно учили все делать правой рукой. В минуту смер­тельной опасности летчик попытался открыть запасной парашют левой рукой, но там кольца не было.

Многие родители, планируя судьбу своих детей, час­то заставляют их добиваться того, чего не добились сами. Но это же наши дети, и у них наши особенности!

Вот рассказ моего пациента Е., 39 лет, который в те­чение многих лет страдал целым рядом психосомати­ческих заболеваний и неврозом навязчивых состояний.

«Мои отец, врач-терапевт, очень хотел, чтобы я стал хирур­гом. Следуя его заветам, я посвятил хирургия в общей слож­ности 12 лет. Заболел, вынужден был бросить хирургию. Только благодаря психотерапевтическим замятиям выздоровел, нашел себя совсем в другом виде деятельности и сейчас счастлив. Когда я спросил у отца, почему же он не стал хирургом, тем более что окончил института 1942 году, когда хирургом стать было гораздо легче, он ответил, что испугался. Я нее, унасле­довав тревожно-мнительный характер отца, испытывал мо­ральные муки перед каждой операцией, а потом ждал ослож­нении. И хотя моя хирургическая деятельность была более или менее успешной, при такой структуре личности она должна была окончиться для меня плачевно».

Как я уже говорил, у меня нет опыта правильного вос­питания. Зато я знаю, как портят детей, и накопил не­плохой опыт их перевоспитания. Свою методику я назвал сценарным перепрограммированием. О ней и пойдет в дальнейшем речь. Но, думается, прежде всего в процессе воспитания следует дать детям побольше воли, предоставить им хорошие возможности, и они сами смогут развить свои способности и выбрать свой вид деятельности

2.Способности

Способности - свойства личности, дающие ей воз­можность успешно обучаться, приобретать знания, уме­ния, навыки выполнения определенной деятельности (овладение языком, занятия рисованием, музыкой, ма­тематикой и т.п.). При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в скорости их приобретения. Наивысшей степенью проявления спо­собностей является гениальность. Далее следуют талан­тливость и одаренность.

Если исключить патологические случаи, связанные с какими-либо тяжелыми наследственными заболева­ниями, то в принципе все рождаются гениальными, в крайнем случае - талантливыми. Вспоминается следую­щее интересное высказывание. «Люди рождаются гения­ми, потом становятся талантливыми, затем одаренны­ми, потом способными, далее превращаются в посред­ственности, а к концу формирования личности - это ту­пицы. И так уже до гробовой доски». То есть реальным способностям развиваться не дают, а воспитание идет в плане «житейской мудрости» и целесообразности.

< Назад | Дальше >