Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Вахромов Е.Е. "К постановке проблемы психологии ритма"

Д. Греем [49] выдвинута гипотеза о том, что процессы сравнения первичной информации с ассоциативными данными памяти и переработанной вторичной информацией локализуются не только в связанной с когнитивной деятельностью коре, но и в анатомически принадлежащем гиппокампу «субикулярном компараторе», что позволяет объяснить тесную связь эмоциональной и когнитивной компонент в психологическом компоненте переживания. Важной является и гипотеза Ю. Конорского [21] о существовании «гностических нейронов», каждый из которых связывает группу нейронов, отвечающих за различные по модальности аспекты ощущения в морфологически единый комплекс, нейронный ансамбль, отвечающий за комплексы признаков различной модальности, связываемые с целостным восприятием объекта. Эта концепция получила развитие в пирамидальной «иерархической модели гештальта» Е.Н. Соколова ([37], [38]), где каждый гностический нейрон представляется «вершиной» пирамиды из нейронных детекторов отдельных признаков. Активация пирамиды связывается с Е.Н. Соколовым с деятельностью активирующей системы мозга, описываемой в духе концепции Ф. Крика о «прожекторах внимания» [22]. Важным этапом в познании природы психического является и информационная теория эмоций П.В. Симонова [32], в которой эмоция как психологический феномен рассматривается в связи с рассогласованием между имеющейся и необходимой для удовлетворения потребности информации.

На основе обобщения изложенных выше сведений сегодня сформулировано представление о наличии двух когнитивных систем мозга. Первая из них, связанная с височно-теменными областями коры, считается ответственной за процессы, связанные с образным типом мышления. Вторая система, считающаяся ответственной за абстрактно-вербальный тип мышления, связывается с фронтальными отделами коры. Образно говоря, обе системы расположены, таким образом, вдоль передне-задней оси мозга, и сегодня полагается, что такое деление носит эволюционно более древний характер, чем функциональная специализация полушарий мозга. Сегодня в теории считается, что в ответ на каждый поступающий информационный импульс, включается только одна из систем: вторая, если в памяти уже содержится достаточный объем ассоциативной информации; и первая, если такой информации недостаточно. Включение "не той" когнитивной системы, что проявляется в локализации фокусов в лобной коре при задачах на образное мышление и в височно-теменной коре при вербальных задачах, как правило приводит к тому, что оптимальное решение не находится [18].

Сегодня можно предположить, что функциональная асимметрия мозга, с одной стороны, и наличествующие две когнитивных системы мозга лежат в основе, во-первых, множественности картин мира в культуре и науке, и, во-вторых, неоднозначности и внутренней противоречивости восприятия субъектом мира. Однако практика психологов и психотерапевтов показывает, что эти системы не являются изолированными, работающими по принципу «или – или». Скорее, обе работают вместе, не всегда синхронно, и часто конкурируют за право внести решающий вклад в создание того или иного представления, определении его места и значимости и за право реализовать именно свое решение [16].

Предварительные итоги.

Мир действительности и человек как системы содержат подсистемы, изменения в которых носят ритмически организованный характер. В системе «человек» они лежат в основании работы сознания, позволяющего индивиду воспринимать окружающий мир действительности, познавать его и организовывать свою жизнедеятельность. В системе «мир» такие подсистемы делают его познаваемым для субъекта и частично предсказуемым, что позволяет человеку получить представление о феномене времени и побуждает его к эффективному использованию времени своей жизни.

В совместной деятельности людей происходит синхронизация ритмов их жизнедеятельности, порождающая ритмы культуры общества, оказывающие обратное влияние на ритмы жизнедеятельности каждого субъекта. Выживание и развитие человечества зависят от способности мобилизовать все наличные ресурсы, внешние и внутренние, для нахождения теоретических моделей решения возникающих проблем и своевременного проведения их в жизнь. Мобилизация внутренних ресурсов индивида требует синхронизации и гармонизации взаимоотношений между отдельными функциональными и физиологическими системами его организма, что зависит от его способности самостоятельно задавать и регулировать ритм своей жизнедеятельности.

Мобилизация внешних ресурсов требует соединения и гармонизации усилий многих субъектов для решения общих проблем совместными усилиями, что требует синхронизации их личных «темпомиров», что зависит от способности лидера задать общий для всех ритм, при котором за счет явлений «творческого резонанса» повышается продуктивность совместной теоретической и практической деятельности. Умение субъекта задавать общий для группы ритм становится эффективным средством общественного и личного развития или орудием манипулирования и психологического порабощения в зависимости от системы ценностных ориентаций в культуре общества и сознании индивида, обладающего такой способностью.

Время жизни человека соразмерно не столько с колебаниями атомов или видимым движением светил, сколько с творческими актами, совершаемыми человеком индивидуально или в группе и вносящими нечто принципиально новое в эволюцию человека, человечества и его культуры.

Литература.

1.Аверинцев С.С. Древнееврейская литература//История всемирной литературы в 9т.М., 1983. т.1

2.Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 1999

3.Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. – М.: Присцельс, 1999

4.Баранцев Р.Г. Открытым системам – открытые методы// Синергетика и методы науки/ Отв. ред. М.А. Басин. – СПб.: Наука, 1998

5.Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. М., 1990

6.Бирлайн Д.Ф. Параллельная мифология. – М.: Крон-пресс, 1997

7.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: «Восточная литература» РАН, 2000

8.Брихадараньяка упанишада. Перевод, предисловие и коментарии А.Я. Сыркина. – М.: Наука, 1992

9.Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: «Восточная литература» РАН, 2001

< Назад | Дальше >