Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Додонов Борис Игнатьевич "Эмоция как ценность"

Низкий

Типичные (15 человек)

66,6

13,3

20,0

Нетипичные (46 человек)

21,1

50,0

23,9

денциям своего типа. Подчеркнем, что эти тенденции для разных типов были совершен­но разными, поэтому всякие подозрения, что с общим высоким уровнем развития коррелирует просто определенный шаблон поведе­ния, должны быть исключены1.

Картину, подобную только что рассмот­ренной, дает, и анализ информации, касаю­щейся “поведения” исследуемых сразу в це­лом ряде опытов.

В данном случае в группу типичных мы объединили всех тех, кто неизменно или поч­ти неизменно2 проявлял типологические тен-

1 Ведь в одну группу “типичных” попадали, например, “гностики”, выбравшие модель “фило­соф”, и лица с пугаической направленностью, ука­завшие на модель “отчаянная голова”. Но стоило им поменяться симпатиями, как те и другие ока­зались бы в группе “нетипичных”.

2 При участии в четырех испытаниях допус­калась одна не вполне типичная реакция.

денции на протяжении ряда испытаний (трех-четырех). Допускалось, что для раз­ных исследуемых эти испытания могли быть не всегда одними и теми же, что позволило создать достаточно крупные группы “типич­ных” и “нетипичных” личностей (то есть тех, кто следовал тенденциям своего типа лишь в части опытов).

Всего последовательно типичных у нас набралось 18 человек — немного менее 1/4 ча­сти всех лиц, отобранных для анализа на указанном основании. Оказалось, что 10 че­ловек из них — лица с высоким уровнем раз­вития. Это составляет около 56% от их об­щего числа. В то же время среди нетипичных (58 человек) людей с высоким развитием об­наружилось менее 25%.

Эти данные не только находятся в соот­ветствии с данными одноразовых испытаний, но и говорят о том, что последовательно типичная личность отнюдь не такое уж редкое исключение, каким она представля­ется с позиций взгляда на нее как на “крайность”.

Как же можно объяснить представленные выше факты?

Обычно, говоря о типе и типичности, предполагают только одну возможность пре­вращения какого-либо влечения (стремле­ния, потребности и т. д.) личности в доми­нирующее — это подавление, вытеснение им всех остальных. Между тем в реальной дей­ствительности человек может стать типичной личностью, вовсе не обедняя состава своих, чувств, интересов и стремлений. И это потому, что доминирование какого-либо одного определенного влечения индивида отнюдь не обязательно должно осуществляться через подавление остальных. Самое сильное влече­ние человека вместо того, чтобы подавлять другие, нередко своеобразно “проникает” в них, превращаясь из их “конкурента” в их, так сказать, “ведущего”.

< Назад | Дальше >