Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Додонов Борис Игнатьевич "Эмоция как ценность"

21,8

Праксический

16,2

63,9

30,6

Гностический

6,2

50,0

68,8

Таким образом, тип ОЭН создает тенден­цию к тому, чтобы корреспондирующее с ним свойство заняло у его представителей доминирующее положение среди всех дру­гих их качеств. Статистическая достовер­ность этого вывода высока.

Выяснилось также, что для каждого типа вообще существует своя, наиболее характерная иерархия качеств. У “альтру-

1 При оценке данных таблицы не следует удивляться, что в случае сложения процентных показателей по строкам будут получаться суммы, большие 100%. Это объясняется наличием поде­ленных высоких рангов, когда такой ранг (1,5) приписывается сразу двум качествам.

истов”: отзывчивость–трудолюбие–интеллектуальное развитие; у “праксиков”: трудо­любие–интеллектуальное развитие–отзывчивость; у “гностиков”: интеллектуальное развитие–трудолюбие–отзывчивость.

Что же касается удивившего нас сначала факта, что отдельные “альтруисты” могут оказаться малоотзывчивыми, а “праксики” не очень трудолюбивыми и т. д., то секрет его, как выяснилось, прост. Дело в том, что любить определенные переживания и быть готовым платить за них дорогой ценой — вещи далеко не тождественные. Существуют разные пути удовлетворения потребности в “ценных” эмоциях, и разные люди по-разно­му эти пути выбирают, поскольку сам по себе тип ОЭН еще не определяет личности однозначно. Можно жить в мире “трога­тельных чувств”, самоотверженно помогая людям, можно — предаваясь мечтам или чи­тая подходящую литературу. Праксические эмоции можно испытывать, ставя перед со­бой неодинаковые по трудности цели и т. д.

Факторное воздействие типа ОЭН на иерархию свойств личности и ее эмоцио­нальную жизнь — показательное явление. Но только им дело не ограничивается. Эмо­циональная направленность также значи­тельно влияет на систему предпочтений и оценок людей в разных видах деятельности. Мы это видели уже при анализе интересов, мечтаний и воспоминаний. Заметно выявля­ется роль эмоциональной направленности и при исследовании психологической совме­стимости индивидов. Хотя общее отношение людей друг к другу определяется прежде всего оценкой моральных качеств партнеров по труду и общению, однако легкость взаимопонимания, теснота “интимного контакта” в большой ме­ре зависит и от сходства типа или общей структуры ОЭН. Это было установлено нами в ряде опытов, наиболее простой из которых состоял в следующем. Мы просили наших студентов назвать фамилии тех сокурсни­ков, с кем они легче всего добиваются взаи­мопонимания, и тех, с кем их контакт за­труднен. После этого высчитывались коэф­фициенты ранговой корреляции по ранжировке эмоций, перечисленных в тест-анкете, между “близкими” и “далёкими”. Чаще все­го коэффициент корреляции между “близки­ми” оказывался значительно выше, чем между “далекими”, что свидетельствует о важной роли сходства структуры эмоцио­нальной направленности для хорошего по­нимания молодыми людьми друг друга1.

Та же закономерность проявилась при исследовании вопроса о влиянии эмоцио­нальной направленности на выбор “спутни-

1 Этот опыт проводился после тех, что описа­ны ниже, и в нем одном вместо типологического подхода к сопоставлению эмоциональных направленностей людей применен подход, близкий к так называемому “димензиональному” (“измерительному”). Обладая своими недостатками, последний, однако, был удобен в данном случае тем, что позволял определять степень эмоциональной близо­сти ОЭН и у лиц с разными ее типами. Сравнительный анализ обоих подходов дается в следующем параграфе.

ка жизни”. Это исследование было проведе­но в двух вариантах: путем анализа реально заключенных браков между студентами, чья эмоциональная направленность была установлена еще задолго до этого, и изучения предпочтений в любви и дружбе на описательных моделях “идеального друга”. Для иллюстрации сказанного приведем следую-

щий “фрагмент” из проведенного сопостав­ления двух рядов данных.

Среди 5 предложенных студенткам мо­делей юноши, девушки пугнического типа в 78% случаев выбрали следующую: “Волевой и решительный, любящий борьбу во всех ее формах. Отчаянная голова. Порой бесшабашный, азартный, но целеустремленный”. Модель же юноши: “Сдержанный, серьезный, иногда не чуждый иронии. Очень начитан и интеллектуально развит. Любит размышлять над сложными явлениями жизни. Ум его более философского, чем практического склада” — не выбрала ни од­на из 18 студенток этого типа.

< Назад | Дальше >