Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Додонов Борис Игнатьевич "Эмоция как ценность"

Желание быть учителем

Есть

Нет

Очень близка

14

10

Менее близка

2

8

р<0,05

В отличие от константного эмоционально­го состава интересов, их вариативно-группо­вые и индивидуально-специфические соста­вы не столько характеризуют деятельность, сколько личность деятеля.

Надо отметить также, что уже констант­ные эмоциональные составы разных интересов частично “перекрещиваются”. Так, инте­рес к физике и интерес к педагогической дея­тельности одинаково включают в свой конс­тантный состав категорию праксических эмоций. Не столь редки случаи, когда констант­ные составы предметно разных интересов и вовсе совпадают. Возможность вариативных и индивидуально-специфических дополнений к основному эмоциональному составу еще более увеличивают элементы “перекрестов” и поч­ти полных совпадений эмоциональных содержаний разных интересов. Следствием этого является наличие гораздо более сложных со­отношений между предметом интереса субъекта и его внутренними устремлениями, чем это может показаться поверхностному взгля­ду. Неверно было бы, например, думать, что

индивид, посвятивший себя науке, непремен­но должен характеризоваться доминировани­ем влечения к гностическим эмоциям, а чело­век искусства — к эстетическим. В действи­тельности по своей преобладающей эмоцио­нальной направленности первый может быть, скажем, “романтиком”, а второй “альтруи­стом” и т. д. В атом смысле наш подход к вы­делению типов ОЭН существенным образом отличается от подходов других авторов, в осо­бенности от классификации личности по ее основным ориентациям, предложенной не­мецким философом-идеалистом Э. Шпрангером (“экономический человек” хозяйства, “теоретический человек” науки, “эстетиче­ский человек” искусства, “социальный чело­век” любви и самоотдачи, “политический че­ловек” власти и “религиозный человек”).

Возможность полных или значительных совпадений эмоциональных компонентов предметно различных интересов означает, что жесткой предназначенности человека только для какой-либо одной профессии или сферы жизни не существует.

Отметим и другое. Вследствие того, что предметно одинаковые интересы у разных людей могут приобретать разное эмоциональ­ное содержание, изучение той личностной “психологической почвы”, на которой воспи­татель-педагог собирается сформировать оп­ределенный интерес у своего воспитанника, очевидно, способно не только вскрыть меру сложности этой задачи, но и подсказать ему специальные пути для ее решения в каждом конкретном случае. Можно, например, предполагать, что, формируя интерес к педагоги­ческой деятельности у “гностиков”, следует с самого начала широко знакомить их с про­блемными вопросами педагогики, вынося на первый план ее парадоксы. Для людей же “пугнического” типа ту же деятельность луч­ше всего раскрыть как своеобразную, не ли­шенную азарта борьбу с трудностями, и т. д.

Наконец, в силу тех же обстоятельств может быть выдвинута идея об одном из средств преодоления асоциальных склонно­стей трудновоспитуемых подростков. Она состоит в том, что интерес к социально не­приемлемой деятельности легче всего можно вытеснить другим, положительным интере­сом при том условии, что этот последний бу­дет иметь формально сходную с первым эмо­циональную структуру.

Эти дедуктивно выдвигаемые положения, пока проверенные автором лишь в неболь­ших “пристрелочных” экспериментах, разу­меется, должны быть еще конкретизированы и уточнены в специальных исследованиях.

Следующий вопрос, который мы пыта­лись решить путем специальной обработки данных компонентного анализа, касался со­ответствия типа ОЭН личности и ее сово­купного эмоционального насыщения через все ее интересы, мечты и воспоминания. Выяснилось, что, хотя жесткой связи между эмоциональным насыщением и типом ОЭН нет, тип личности несомненно сказывается на эмоциональном содержании склонностей. Это дает основание предполагать, что эмо­циональная направленность человека, сама первоначально сформировавшись в опреде­ленной его деятельности, затем начинает оказывать влияние на выбор им новых деятельностей. Склонность как бы пускает кор­ни в личность, а затем эти корни в каждой благоприятной ситуации прорастают новыми побегами.

Отмеченный факт мы и наблюдали, соб­ственно говоря, в приводимом выше приме­ре зависимости формирования интереса к педагогической деятельности от структу­ры эмоциональной направленности личности (см. таблицу 1).

< Назад | Дальше >