Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Додонов Борис Игнатьевич "Эмоция как ценность"

Первая из названных операций выявляет существенные эмоциональные характеристи­ки интересов; все остальные — самой лично­сти.

Подробно названный метод анализа склонностей человека изложен нами в спе­циальной статье1, здесь же мы только бегло рассмотрим некоторые теоретически и прак­тически важные данные, полученные с его помощью.

Прежде всего было подтверждено, что чувство интереса не есть нечто единообраз­ное. Переживание интереса к физике суще­ственно отличается от переживания интереса к педагогической деятельности, спорту или фотографии. Существуют также различия в эмоциональном содержании одного и того же интереса у разных людей. Это связано со сле­дующим, как нам представляется, теоретиче­ски важным фактом.

Оказалось, что в эмоциональном содер­жании интереса можно выделить три состава эмоций. Во-первых, это эмоции, переживае­мые при функционировании данного интере­са всеми лицами, у которых он сформировал­ся; во-вторых, это эмоции, которые оказыва­ются разными у разных, достаточно больших групп людей; в-третьих, — эмоции, отмечае­мые лишь в виде исключения отдельными

1 См. Б. И. Додоное. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний личности.— “Вопросы психологии”, 1977, .№ 2.

субъектами. Эти три единицы интереса мы назвали соответственно его константным, ва­риативно-групповым и индивидуально-специ­фичным составами.

Так, например, по данным исследования студентов СГУ, в эмоциональном содержании интереса к физике константный со­став представлен гностическими и праксическими переживаниями, а также одной специ­фической глорической эмоцией, названной нами “эмоцией внутреннего самоутвержде­ния”. В ответах студентов эта эмоция опи­сывалась как “чувство удовлетворения тем, что как бы растешь в собственных глазах, повышаешь ценность своей личности”.

Вариативно-групповой состав этого инте­реса включает в себя романтические и эсте­тические переживания.

В качестве индивидуально-специфическо­го состава могут выступать самые разные ка­тегории эмоций. Это своеобразные, неожидан­ные “эмоциональные идиомы”. У одной из опрошенных нами студенток, например, та­кой “идиомой” в общем эмоциональном со­держании интереса к физике явились альт­руистические переживания, систематически возникавшие у нее в процессе занятий ука­занным предметом. По словам девушки, она как бы занималась “вместе с мамой”, кото­рой из-за войны не удалось закончить физи­ческий факультет.

Интерес к педагогической дея­тельности, который рассмотрим в качестве другого примера, включает в себя следующие эмоции: 1) альтруистические, коммуникативные и праксические пережива­ния — его константный состав; 2) гностиче­ские и глорические переживания — вариа­тивно-групповой состав; 3) все остальные категории переживаний — индивидуально-специфический состав.

Наличие в интересе константного эмоцио­нального состава несомненно определяется коренными особенностями деятельности, ставшей предметом интереса. Это эмоции, без которых данная деятельность просто не может протекать достаточно эффективно. Ес­ли эти переживания не представляют для личности ценностей и почему-либо не способ­ны стать таковыми в будущем, человек ни­когда к соответствующей деятельности по-настоящему не привяжется.

Можно поэтому предположить, что чем больше индивид любит испытывать эмоции, входящие в константный состав какого-либо интереса, тем легче этот интерес у человека сформировать.

Мы проверили эту гипотезу на материа­ле формирования и закрепления интереса к педагогической деятельности у студентов Симферопольского университета. В одном из исследований, в частности, были сопоставле­ны данные о том, как студенты-математики ранжировали на первом курсе ценность раз­ных категорий эмоций в нашей тест-анкете с желанием или нежеланием этих же моло­дых людей по окончании университета идти работать в школу.

В этих целях все исследуемые были раз­делены на две условные группы. В первую

вошли те, кто при ранжировании не поста­вил ни одну из эмоций, входящих в констант­ный состав интереса к работе с детьми, на место ниже четвертого (четыре — среднее арифметическое числа переживаний, квали­фицируемых как наиболее приятные).

Мы охарактеризовали исследуемых пер­вой группы как лиц, у которых структура их общей эмоциональной направленности очень близка к эмоциональной структуре пе­дагогического интереса. Всех остальных мы отнесли ко второй группе с меньшим совпа­дением этих структур. Вследствие большого временного интервала между тестированием ОЭН исследуемых и их опросом относитель­но желания быть учителем, сопоставление тех и других данных, по существу, приобрело характер проверки возможности заранее про­гнозировать предрасположенность молодых людей к развитию и закреплению у них пе­дагогического интереса. Результаты органи­зованного таким образом сопоставления представлены в таблице 1; в нижней ее строке помещен показатель статистической достоверности связи, вычисленный ввиду не­большого состава исследуемых по “точному тесту Фишера”1.

Аналогичные результаты получены и в отношении студентов ряда других факульте­тов, с той только разницей, что здесь боль­шого временного интервала между тестиро-

нием и опросом не было.

1 См. С. Дайменд. Мир вероятностей. М., 1970, стр. 48.

Близость структуры ОЭН к структуре педагогиче­ского интереса (1971 г.)

< Назад | Дальше >