Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Додонов Борис Игнатьевич "Эмоция как ценность"

(p<0,01)1

1 Величина Р здесь и далее — это математиче­ски рассчитанная вероятность случайного характера обнаруженной статистической связи опреде­ленных явлений. В данном случае эта вероятность менее одного шанса из ста.

2. Первый состав экспертов во всех слу­чаях правильно определил тип ОЭН студен­тов, чьи воспоминания были по группам им представлены, — свидетельство того, что в большинстве работ общая эмоциональная на­правленность их авторов давала себя знать достаточно ясно.

3. Второй состав экспертов в качестве ти­пичных воспоминаний выделил такие, кото­рые явно соответствовали типу ОЭН студен­тов, представивших работы. В качестве при­мера приводим названные типичными воспо­минания студентов из коммуникативной, эс­тетической и пугнической групп. Читатели сами смогут убедиться, насколько эти воспо­минания соответствуют определенному по тест-анкете типу ОЭН их авторов, который для экспертов оставался неизвестным,

I. Студентка Татьяна Н. (комму­никативный тип ОЭН).

“Я часто вспоминаю наш класс, нашу школу. Я вспоминаю ту дружбу, ту сплочен­ность, которая у нас была в классе. Вспоми­наю, как мы весело и хорошо проводили вы­ходные дни и каникулы. Ходили в походы, ходили классом в театр, кино или просто ве­чером гуляли на берегу моря. Вспоминаю мечты своих товарищей, кто кем мечтал стать и кто как осуществил свою мечту. Вспоминаю, как мы переживали друг за дру­га, как помогали друг другу в учебе. Мне всегда приятно от этого воспоминания”.

II. Студентка Людмила Г. (эсте­тический тип ОЭН).

“Когда мне становится больно и трудно в этом мире, я ухожу в мир своего детства. Моя память возвращает мне солнечный мир, и воспоминания кажутся забытой и вновь ус­лышанной когда-то любимой музыкой. Я ча­сто вспоминаю одно и то же. Я, маленькая, стою у клумбы. На ней какие-то большие цветы на длинных стеблях. Я повернула один из них обеими руками к себе и смотрю в не­го. Яркий день, и цветок красный-красный близко у моих глаз. Он закрывает все. Я не вижу ничего, кроме этого цветка. Красный цветок, красный мир, а внутри черные ты­чинки и пыльца. И очень хочется, чтобы он был живым, чтобы он мог рассказать мне свою тайну, похожую на сказку. Но цветы не умеют разговаривать...

Воспоминания о девочке, хотевшей узнать тайну цветка, вызывают легкую грусть. Это время никогда не вернуть. Но и сейчас мне многое кажется необыкновенным и хочется познать это необыкновенное”.

III. Студентка Надежда Н. (пугнический тип ОЭН).

“Часто вспоминаю, люблю вспоминать об играх во дворе — в войну, в лапту, в волей­бол, в охотников. Устраивали военные игры в лесу, привлекала подвижность, азарт игры. Чаще всего вспоминаю о том, как мы заблу­дились однажды, но не было страха. Даже обрадовались; “Вот настоящие партизаны, забрели — не могут выбраться. За каждым деревом видим врага своего”.Оценивая приведенные данные, можно сделать вывод, что предположение о тесней­шей связи воспоминаний с направленностью личности нашло полное подтверждение во всех формах анализа.

Многие из описанных студентами воспо­минаний — это воспоминания о событиях детства. И то, что они совпали с нынешним типом ОЭН молодых людей, свидетельствует, что эти воспоминания сыграли немалую роль в его закреплении.

Хотелось бы обратить внимание читате­лей и еще на одну деталь: насколько заметно отличающимися друг от друга по своему внутреннему миру выступили перед нами студенты, когда мы познакомились с их си­стематическими воспоминаниями. 6 них про­явилась интимная, скрытая, неожиданная сторона натуры девушек и юношей, квинт­эссенция их индивидуальности. Вспомним хотя бы цитировавшуюся выше студентку V курса университета Надежду Н. Уже за­мужняя женщина, “без пяти минут учитель”, одна из лучших студенток на курсе, она, ока­зывается, до сих пор тяготеет к воспоминани­ям о детских играх в войну. Зная студентку, в это даже как-то не веришь. Но не случайно великий знаток человеческой души Л. Н. Тол­стой любил повторять, что несоотвествие переживаний человека его действительному положению — вернейший признак истины. В приверженности личности к неожиданным для нее воспоминаниям, очевидно, выража­ются ее нереализованные, но стремящиеся к реализации тенденции. С ними нельзя не считаться, если мы хотим по-настоящему понять человека.

Говоря о воспоминаниях, следует выде­лить одну очень специфическую их форму, связанную с посещением “родных” или став­ших “родными” “уголков земли”. Такие вос­поминания, возникающие при встрече с па­мятными объектами, в большой мере вклю­чают в себя актуализацию особого рода не­осознаваемых ассоциаций, образованных в эмоциональной сфере личности в ее преж­нем опыте. Благодаря этому данные воспо­минания отличаются исключительной, неред­ко загадочной эмоциональной насыщенно­стью и притягательностью. В результате у многих людей формируется склонность к по­сещению памятных мест специально ради по­лучаемого от этого удовольствия. В такой склонности интерес и воспоминания уже со­вершенно сплавлены друг с другом.

5. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека

То или иное теоретическое объяснение, выявляющее скрытые до этого аспекты ка­ких-либо психологических явлений, побужда­ет и делает возможным нахождение новых методов их исследования. Методологические “выходы” теории — один из важных крите­риев ее содержательности. Поэтому, хотяданная работа и не предназначена для из­ложения узкоспециальных вопросов изуче­ния человеческих склонностей, представля­ется необходимым хотя бы в самой обобщен­ной и выборочно-иллюстративной форме все-таки этих вопросов коснуться.

Как мы имели возможность убедиться, интересы, мечты и воспоминания представ­ляют собой далеко не одноплановые психоло­гические феномены. Они проявляются как определенным образом ориентированные и эмоционально окрашенные процессы воспри­ятия, мышления, воображения, памяти и предметной деятельности, но за этими про­цессами стоят специальные образования лич­ности, ее склонности — активные “механиз­мы” ее направленности. Структура их слож­на, а функции многозначны и отнюдь не тождественны у разных их видов. Однако имеется один общий момент для всех кате­горий склонностей человека. Все они связа­ны с образованием постоянной процессуаль­ной мотивации определенной деятельности, обеспечивающей субъекта “ценными эмоци­ями”.

Без этого момента может быть деятель­ность по необходимости, по долгу, по сове­сти, даже по привычке, но истинной склон­ности без процессуальной мотивации нет, Склонность начинается там, где представления о деятельности накрепко вспаиваются” с представлениями о сопутствующих ей вол­нующих переживаниях, без которых чело­век уже не может быть удовлетворен своей жизнью.

Выявить эти более или менее постоянные переживания, испытываемые человеком в процессе функционирования его интереса, мечты или воспоминания, значит “увидеть” наиболее интимную сторону данных феноме­нов, глубже познать их значение для лично­сти. В связи с этим нами был предложен специальный метод исследования склонно­стей, названный компонентным анализом их эмоционального состава.

Идея его проста. Это, по существу, рас­спрос людей о тех переживаниях, которые они систематически испытывают в процессе той или иной деятельности. Ответы исследу­емых на такой расспрос выражаются в отбо­ре ими карточек, на которые занесен систе­матизированный “инвентарий” эмоций, опи­санный нами ранее. Разумеется, этот “инвентарий” не может охватить всего богатства переживаний человека в процессе деятельно­сти, но их общий характер он репрезентиру­ет более или менее удовлетворительно. Он составлен так, чтобы получаемые ответы ха­рактеризовали переживания субъекта не только качественно, но и количественно. Ос­новные операции математического анализа данных, применявшиеся нами, суть следую­щие: 1) определение особенностей эмоцио­нального состава того или иного интереса как такового (сравнение данных по одному и тому же интересу у большой группы ис­следуемых); 2) определение общего состава эмоционального насыщения личности отдель­но по интересам, мечтам и воспоминаниям; 3) расчет коэффициентов ранговой корреляции между ними; 4) вычисление совокупно­го эмоционального насыщения личности че­рез все виды ее склонностей.

< Назад | Дальше >