Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Додонов Борис Игнатьевич "Эмоция как ценность"

светными. Вспомним Корчагина-Островского в самые тяжелые для него дни жизни, когда он, слепнущий, готов покончить с собой, не в силах вырваться из железного кольца не­умолимой судьбы. Именно тогда он застав­ляет себя вспомнить, “как под Новоград-Во­лынском семнадцать раз в день в атаку ходи­ли и взяли-таки наперекор всему”. И, вспом­нив, говорит себе: “Спрячь револьвер и ни­кому никогда об этом не рассказывай. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной”.

Таким образом, воспоминания, которые мы здесь анализируем, не расслабляют, не старят, а цементируют личность. Важнейшая объективная функция таких воспоминаний, повторяем, состоит в том, что при их помощи происходит проецирование отношений, пере­житых человеком в прошлом, на его будущее. А раз так, то воспоминания-ценности, как ни парадоксально это может показаться, явля­ются, по существу, одним из важных факто­ров, конституирующих направленность личности.

Отмеченная выше объективная функция воспоминаний — закрепление отношений, пе­режитых в прошлом, и перенос их в буду­щее — чаще всего осуществляется помимо со­знательных намерений человека. Непосредст­венным же побуждением к воспоминаниям является в большинстве случаев доставляе­мое ими удовольствие1. “Удивительно... на-

1 Бывают, разумеется, и тяжелые, мучитель­ные воспоминания, но их рассматривать как вос­поминания-ценности нельзя.

слаждаюсь воспоминаниями не меньше, ино­гда больше, чем наслаждался действительно­стью”, — читаем в дневнике Л. Н. Толстого запись от 6 июня 1905 года.

Воспоминания, таким образом, подобно мечтам и интересам личности, могут высту­пать в качестве специальной формы удовлет­ворения потребности человека в желанных переживаниях.

Анализируя роль воспоминаний в жизни молодых людей, мы, как и при анализе проб­лемы мечты, провели серию экспериментов. Всего опросом было охвачено около 150 сту­дентов и 60 учащихся 8—10 классов. Нас прежде всего интересовало:

1. Какое место, по мнению юношей и де­вушек, занимают в их жизни воспоминания?

2. В какой связи воспоминания молодых лю­дей находятся с их мечтами и интересами?

3. Существует ли связь между характером воспоминаний человека и его эмоциональной направленностью?

Метод исследования был примерно таким же, как и при анализе мечты. Использова­лись письменные рассказы опрашиваемых о себе, как анонимные, так и подписанные. Проводилось дополнительное контрольное интервьюирование. Ответы студентов сопостав­лялись с типом их ОЭН и показателями экстраверсии — интроверсии по Г. Айзенку 1.

1 Экстраверсия и интроверсия — свойства лич­ности, противоположные друг другу. Экстраверт непосредственно откликается на внешние впечат­ления. Они в большей степени, чем образы пред­ставления, памяти и воображения, определяют его переживания, действия и реакции. У интро­верта переживания, действия и реакции в боль­шей степени опосредованы событиями внутреннего мира. Для определения степени экстравертирован-ности или интровертированности личности ан­глийский психолог Г. Айзенк разработал специ­альный тест.

Рассмотрим некоторые результаты иссле­дования.

Прежде всего следует заметить, что его данные опровергают бытующее представле­ние, будто к воспоминаниям склонны лишь люди пожилого возраста. На самом деле “ус­лаждать” себя воспроизведением приятных событий прошлого любят уже многие учени­ки и студенты. Вот характерные для них вы­сказывания: “Я очень люблю проводить вре­мя, предаваясь воспоминаниям. Иногда я мо­гу просидеть так часами, особенно если люди и окружающая обстановка соответствуют мо­ему настроению”. “Люблю вспоминать о про­житом, мне это доставляет большое наслаж­дение”. “Должен человек вспоминать! Ведь не обращаясь к прошлому, он обворовывает себя”.

Большинство старшеклассников и студен­тов “тратят” на воспоминания 5—6 часов в неделю. Но некоторые из них бывают погру­жены в воспоминания по нескольку часов в день, причем любовь к воспоминаниям хоро­шо коррелирует с интроверсией, определен­ной по тесту Айзенка.

Наше предположение о том, что непосред­ственно воспоминания чаще всего служат для удовлетворения потребности людей в

положительных эмоциях, подтверждается тем, что, судя по сообщениям наших иссле­дуемых, они к воспоминаниям обычно обра­щаются в минуты скуки или плохого настро­ения: “Я предаюсь воспоминаниям, когда я одна или не в настроении. Осень, зиму, весну живу воспоминаниями. Летом почти ничего не вспоминается, потому что летом мне не бывает скучно”. Очень многие студенты при этом отмечают, что воспоминания у них ча­сто исподволь переходят в мечту.

Таковы некоторые наиболее типичные данные, характеризующие обращение к вос­поминаниям девушек и юношей старшего школьного и студенческого возрастов. На фо­не этих данных особенно интересно прове­рить высказанное нами в предыдущей части работы утверждение, что воспоминания-цен­ности выражают и закрепляют у индивида направленность его личности. В качестве ин­дикатора связи воспоминаний с направлен­ностью личности мы, как и в случае с мечта­ми, взяли лишь один показатель: соответст­вие описаний студентами своих излюблен­ных воспоминаний типу их ОЭН. Последний опять-таки устанавливался не ранее чем за полгода до сбора материала о воспоминани­ях. Оценка соответствия воспоминаний типу ОЭН устанавливалась двумя путями: 1) для двух наиболее многочисленных групп студен­тов, принадлежавших к коммуникативному и праксическому типам ОЭН, — путем подсчета “моментов коммуникативности” в воспомина­ниях той и другой группы; 2) для этих же и других групп с помощью метода независимых экспертов. У нас было два состава экс­пертов по 5 человек каждый. Первый состав экспертов работал следующим образом. Каж­дый из них получал описания воспоминаний студентов, разложенные до типам ОЭН по­следних. Эксперту нужно было “угадать” этот тип по преобладающему характеру объ­единенных таким образом студенческих ра­бот. Эксперты другого состава, имея дело с тем же материалом, действовали иначе. Они не получали никакой предварительной ин­формации о типах ОЭН, а просто должны бы­ли выделить в каждой “стопке” воспомина­ний такое, которое казалось им наиболее ти­пичным для нее. Мы “изобрели” этот прием вместо обычного выделения типичных работ самим исследователем, чтобы избежать не­вольной предвзятости, легко возникающей, когда заранее знаешь, кто эти работы писал, В качестве экспертов во всех случаях высту­пали лица с высшим образованием, главным образом учителя.

Результаты анализа оказались следую­щими:

1. Среди воспоминаний студентов, кото­рых мы отнесли по тест-анкете к коммуника­тивному типу ОЭН, моменты коммуникативности явно преобладали в 60% работ (у 18 студентов из 30). У “праксиков” же преобла­дание элементов коммуникативности наблю­далось лишь в 18% случаев (у 4 из 22). Раз­личие это статистически достаточно надежно

< Назад | Дальше >