Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Додонов Борис Игнатьевич "Эмоция как ценность"

Все сказано на свете.

Не сказанного нет.

Но вечно людям светит не сказанного свет.

(Н. Матвеева)

Потребность чаще всего удовлетворяется результатом, интересу важен процесс. Если же про некоторые “духовные”потребности можно сказать то же самое (в смысле их направленности на процесс), это означает только, что между ними и интересами лич­ности никакой разницы нет, что они и есть такой вид потребностей, специальное назва­ние для которых — интересы.

Таково наше понимание проблемы инте­ресов. Однако всякая теоретическая концеп­ция имеет тем большее значение, чем луч­ше она позволяет овладеть явлением, под­сказывая новые подходы для его эмпириче­ского изучения.

Далее мы как раз и покажем, каким об­разом наша трактовка интересов связана с решением тех вопросов, которые были поставлены здесь. Это, однако, целесообразнее сделать после того, как мы рассмотрим два других тесно связанных с интересами личности

феномена — мечты и воспоминания.

3. Мечты

Текучесть и многозначность явлений, обозначаемых понятием “мечта”, во многом аналогична явлениям интереса. Подобно то­му как интересом порой называют простую заинтересованность в чем-либо как в средст­ве достижения определенной цели, так и меч­той нередко именуют одно лишь сильное же­лание. Интерес в смысле заинтересованности еще не является непосредственным интере­сом, но может перерасти в него. Равным об­разом страстное желание нередко рождает мечту в более полном и строгом значении это­го слова.

Этим, однако, аналогия далеко не исчер­пывается. Как и чувство интереса, процесс мечтания может быть и проявлением особого механизма в личности, ее склонности, и чисто ситуативной реакцией на внешнее воздейст­вие. Наконец, как мы увидим далее, мечту тоже можно разделить на два разных вида, один из которых легко ассоциируется с про­цессуальными, а другой — с процессуально-целевыми интересами.

Мечты следует отличать от грез. Но дело не в том, что мечта осуществима, а греза — нет, как иногда думают. Дело в степени их осознанности в связи с ведущими программами личности. Нам представляется во многом удачной мысль французского психолога М. Гарсии-Барросо1, что мечты и бессозна­тельные фантазии находятся на двух проти­воположных полюсах по отношению к актив­ности Я: они соответствуют одобряемому и неодобряемому желанию. В его формулиров­ке следовало бы, однако, заменить “неодобряемое желание” “несанкционированным”, то есть не оцененным личностью всесторон­не, не сопоставленным с другими ее стремле­ниями.

Настоящая мечта, во-первых, всегда про­является в работе воображения, рождающего образы желаемого будущего; во-вторых, име­ет яркую эмоциональную окраску; в-треть­их, осознанна. И, наконец, в-четвертых, проч­но закреплена в личности. Если мы с таки­ми предварительными критериями подойдем к проблеме мечты, то прежде всего должны будем констатировать, что в отличие от проб­лемы интереса она разрабатывалась в психо­логической литературе чрезвычайно слабо. Старым зарубежным авторам вообще бы­ло свойственно пренебрежительное отноше­ние к мечте. Известный французский психо­лог Т. Рибо, например, смотрел на нее как на своего рода пустоцвет, появляющийся на “древе” творческого воображения, когда оно “загнивает” вследствие “бессилия воли” субъекта. Мечта, по его мнению, удел сенти

1 М. Garcia-Barroso. Quelques remarques sur les reveries, les reves fantasmes inconscients.— “Revue franchise de psych analyse”, 35(2—3), 1971.

ментальных. “Действительно страстные лю­ди не бывают мечтателями” 1.

В современной англо-американской и от­части французской психологической литера­туре отдельных статей, посвященных мечте, можно найти немало, но большинство из них касается частных вопросов, главным образом связи содержания мечтаний с социальным статусом личности. В тех же работах, где за­трагивается сущность и функции мечты, трактовка ее дается с психоаналитических или бихевиористских позиций. Об общих мо­ментах в трактовке мечты психоаналитика­ми и бихевиористами мы напишем немного позднее. Дополнительные же “привнесения” в ее концепцию со стороны каждого отдель­ного автора освещать здесь неуместно. Ска­жем только, что советскому читателю они могут показаться дикими. Такова, например, точка зрения Анны Фрейд, пытающейся вы­вести многие мечты из подавленной... “по­требности в мастурбации”2.

Взгляд отечественных авторов на мечту отличается прежде всего ярко выраженной положительной ее оценкой.

Исключительно большое значение мечты в стимуляции человеческой активности было подчеркнуто В. И. Лениным3, и ленинская оценка мечты стала основополагающей для

1 Т. Рибо. О страстях, стр. 15; си. тамщ Т. Рибо. Творческое воображение. Спб., 1901.

2 A. Freud. Indications for Childanalysla. t? 1969, p. 93—99.

< Назад | Дальше >