Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Додонов Борис Игнатьевич "Эмоция как ценность"

Прежде всего, объективное значение деятельности и ее личностный смысл не должны

расходиться друг с другом. Если эта деятель­ность направлена на созидание определен­ных ценностей, то именно эти ценности (Р) и должны быть основным мотивом деятель­ности субъекта. В таком мотиве чаще всего находят свою конкретизацию две самые важ­ные духовные потребности “настоящего че-

1 М. Борн. Моя жизнь и взгляды. М., 1973, стр. 37.

ловека”: потребность в служении обществу и потребность выразить, “реализовать” себя1.

Другое необходимое условие для полного удовлетворения деятельностью (которое здесь особенно важно подчеркнуть, посколь­ку именно его упускает “формула” С. Л. Ру­бинштейна: счастье зависит от соотношения побуждения и результатов активности инди­видуума) — это наслаждение от самого его процесса.

Превращение труда при коммунизме в первую жизненную потребность человека связано как раз с тем, что труд будет так ор­ганизован и так “подогнан” к индивидуаль­ным особенностям человека, что сможет при­носить самую высокую радость и счастье да­же помимо своих полезных результатов. Ина­че говоря, труд в коммунистическом общест­ве для всех людей станет тем же, чем при капитализме он был лишь для отдельных “творческих личностей”, о которых писал ци­тированный в предыдущей главе Рихард Вагнер.

Рабочий в капиталистическом обществе, который “для себя” производит только зар­плату, не в состоянии оценивать свою рабо­ту иначе, как неизбежное зло. Но не могут

1 Последнюю потребность часто отождествля­ют с потребностью в самоутверждении, но это в корне ошибочно, если под самоутверждением иметь в виду борьбу за признание, славу, престиж; потребность реализовать себя как раз противосто­ит соблазнам славы, побуждая человека трудить­ся, “усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг благородный” (А. С. Пуш­кин).

быть счастливы и встречающиеся еще в со­циалистическом обществе “калымщики”, “ученые”-конъюнктурщики, бюрократы-“чи-нодралы” — словом, все те, у кого личност­ный смысл деятельности расходится с ее объективным значением.

Конечно, говоря о деятельности, надо иметь в виду, что она у человека многообраз­на. В течение дня ему приходится комбини­ровать самые различные виды занятий. Все они не могут иметь одну и ту же мотивацию: что-то мы неизбежно делаем без удовольст­вия, а что-то и только ради удовольствия. Но общий итог этих деятельностей будет тем более благоприятен, чем ближе он окажется к формуле:

Р3 П2 В1-0 Д0 (П2 Р3 В1-0 Д0)1

Именно так прежде всего должна быть построена в идеале мотивация профессио­нальной деятельности человека — главного “дела, которому он служит”.

Самым интересным для нас в этой фор­муле является ее процессуальный компонент. Поскольку деятельность — это способ суще­ствования человека, процесс ее есть процесс самой жизни деятеля. Значит, в нем, в про­цессе, человек должен найти то законное,

1 С помощью предложенной формулы можно описывать мотивацию разных конкретных видов деятельности с указанием уделяемого им време­ни, а затем суммировать эту мотивацию по опре­деленным правилам. В этом случае порядок рас­положения символов во всех частных формулах должен быть таким, как он дан в скобках.

связанное с серьезными занятиями, с трудом наслаждение, о котором говорили К. Маркс и Ф. Энгельс. От каких же особенностей процесса зависит, насколько в каждом кон­кретном случае эта задача успешно реша­ется?

Поставленный вопрос имеет два аспекта: он охватывает общезначимые и индивиду­ально значимые характеристики процесса, определяющие его притягательность для лич­ности. Рассмотрим сначала первые.

Как мы думаем, с реальной деятельностью три ее морфологические единицы (преобра­зовательная, познавательная и ценностно-ориентационная) 1 могут соотноситься двоя­ким образом. С одной стороны, с точки зрения своего конечного назначения. Так, труд стро­ителя будет преобразовательным трудом, труд ученого — познавательным и т. д. С дру­гой стороны, с точки зрения количественного соотношения этих морфологических элемен­тов деятельности в реальных занятиях лич­ности. В одном случае, скажем, преобразова­тельная по своему назначению деятельность может включать в себя “первоэлементы” по­знания и оценки лишь в самом минимальном количестве; в другом — эти же морфологиче­ские единицы в составе такой же по эффекту деятельности могут стать чуть ли не главным содержанием ее процесса.

Каждый из “первоэлементов” деятельно­сти имеет свою психологическую “опорную

1 См. М. С. Каган. Человеческая деятельность. М., 1974, стр. 53.

базу”. Для ценностно-ориентационной дея­тельности, например, такую роль играют эмо­циональные механизмы.

< Назад | Дальше >