Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Додонов Борис Игнатьевич "Эмоция как ценность"

2 Г. X. Шингаров. Эмоция и чувства как формы отражения действительности, стр. 172.

3 Л. Г. Юлдашев. Эстетическое чувство и про­изведение искусства. М., 1969, стр. 156.

Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности челове­ка в гармонии с окружающим, которая пред­ставляет собой “соответствие, совпадение мер человека и мер предметов” 1. Соответствие это отражается в чувстве красоты.

Первый взгляд хотя и не лишен основа­ния, все же представляется нам узким. Про­тив него говорит уже тот факт, что эстетиче­ское чувство у нас может вызвать созерцание самого простого предмета, например, дерева, цветка или даже красиво окрашенной ткани. Никакого столкновения противоречивых чувств в этом случае нет. Мы также реши­тельно отказываемся наперед считать всякое переживание эстетическим только потому, что оно вызвано у человека произведением искусства. По крайней мере литература, те­атр, кино “задевают” самые разные потреб­ности. Нам лично ближе вторая точка зре­ния, хотя ее и нельзя признать достаточно отчетливой.

Думается, что в более или менее чистом виде эстетические эмоции вызываются толь­ко такими видами искусства, в которых фор­ма и содержание совершенно неразделимы. К ним мы относим в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит на нас красота природы. Процитируем несколько высказываний сту­дентов: “Люблю то состояние грусти или ка­кой-то прозрачной печали, когда слышу пре­красные звуки музыки”. “Самое приятное

1 А. С. Молчанова. На вкус, на цвет... М., 1966, стр. 120.

переживание — внутренняя сосредоточен­ность, возвышенность, связанная обычно с музыкой, стихами или природой”. “Наибо­лее приятные ощущения возникают у меня, когда я иду в слегка пасмурную погоду од­на, а вокруг шумят деревья, омытые дождем, пахнет цветами; тихо и очень красиво”.

Интересно отметить, что те наши респон­денты, которые в качестве самых приятных для них переживаний назвали эстетические, чаще всего испытывали их вместе с чувством некоторой меланхолии, с “горчинкой грусти”. Они как бы тяготели одновременно к тем и другим эмоциям. Тем не менее связь пережи­вания красоты с грустью не является без­условной. Вследствие этого мы из состава эс­тетических переживаний выделяем специаль­ную модификацию — лирические пережива­ния, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, “опоэтизированной” печали, очевидно, возникающей в связи с подавлен­ными коммуникативными интенциями лю­дей.

Инвентарий эстетических эмоций:

“Жажда красоты” (Э-1). “Наслаждение кра­сотой чего-либо или кого-либо” (Э-2). “Чув­ство изящного, грациозного” (Э-3). “Чувство возвышенного или величественного” (Э-4). “Наслаждение звуками” (Э-5). “Чувство волнующего драматизма” (“Сладкая боль”) (Э-6). К лирическим чувствам как разновид­ности эстетических относятся: “Чувство светлой грусти и задумчивости"” (Л-1). “По­этически-созерцательное состояние” (Л-2).“Чувство душевной мягкости, растроганно­сти” (Л-3). “Чувство родного, милого, близ­кого” (Л-4). “Сладость воспоминания а дав^ нем” (Л-5). “Горьковато-приятное чувства одиночества” (Л-6).

9. Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

В высказываниях наших респондентов гедонистические переживания и соответству­ющие им эмоциональные ситуации описыва­лись так: “Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей”. “Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием”. “Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые про­стые: вкусно поесть, сладко поспать, поне­житься под солнцем на пляже”.

Инвентарий: “Наслаждение прият­ными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д.” (Г-1). “Чувство беззаботности, безмятежности” (Г-2). “Не­га” (“Сладкая лень”) (Г-3). “Чувство весе­лья” (Т-4). “Приятная бездумная возбуж­денность” (на танцах, вечеринках и т. д.) (Г-5). “Сладострастие” (Г-6) (Эта эмоция включена в данную категорию с некоторой “натяжкой”).

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение). Эти эмо­ции возникают в связи с интересом к накоп­лению, “коллекционированию” вещей, выхо­дящему за пределы практической нужды в них.

Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворени­ем не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно — от про­изведений искусства до зажигалок.

Переживание эмоций акизитивного типа может быть описано с помощью такого инвентария: “Стремление нечто много­кратно приобретать, накапливать, коллекцио­нировать” (АК-1). “Радость по случаю уве­личения своих накоплений” (АК-2). “При­ятное чувство при обозрении своих накопле­ний, коллекций и т. д.” (АК-3).

Такова наша классификация эмоций. Мы называем ее “открытой”, подразумевая, что число выделенных нами эмоциональных ка­тегорий при необходимости можно допол­нять, не нарушая положенного в ее основу принципа. Однако до сих пор у нас такой не­обходимости в процессе экспериментальных исследований не возникало 1.

Цитированные выше высказывания на­ших респондентов и других лиц продемонст-

1 Изучение психологически аномальных лич­ностей доказывает, что у них иногда формируется тяготение и к некоторым особым патологическим переживаниям, которые выше описаны не были, В качестве примера могут быть названы садист­ские переживания. Для исследований, проводи­мых с нормальными лицами, патологические пе­реживания интереса не представляют, поэтому в свою классификацию и тем более в “инвентарий эмоций” мы их не включили.

рировалн возможные различия в эмоциональ­ной направленности людей. Нельзя, однако, забывать, что эти высказывания были ото­браны нами среди десятков других, менее яс­ных и определенных. Нельзя также не при­нять во внимание и то обстоятельство, что даже четкие ответы респондентов могли быть результатом недостаточно глубокого са­моанализа: из ряда одинаково приятных пе­реживаний один мог случайно припомнить и описать одно, другой — другое. Таким обра­зом, данные открытого анкетирования (ин­тервьюирования) больше годились для со­ставления достаточно полного реестра жела­емых переживаний, чем для выявления существенных различий между опрашивае­мыми по степени их влечения к названным приятным эмоциям. Для последней цели гораздо более адекватной является закрытая анкета, предоставляющая респондентам воз­можность сделать выбор из готовых вариан­тов ответов.

< Назад | Дальше >