Разделы сайта

Главная Метод беседы в психологии Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения) Проблемы психологии субъекта Психология власти Психология самоотношения Эволюционное введение в общую психологию Психология личности: Учебное пособие. Хрестоматия по психологии Онтопсихология и меметика Алгебра конфликта Описание соционических типов и интертипных отношений Основные проблемы психологической теории эмоций Конфликтующие структуры Варианты жизни Психология переживания К постановке проблемы психологии ритма Понятие «самоактуализация» в психологии Описательная психология Лекции по психологии Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Эмоция как ценность Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации Роль зрительного опыта в развитии психических функций Эволюция и сознание Психология жизненного пути личности Психология эмоциональных отношении Основы психолингвистики Как узнать и изменить свою судьбу Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Общая психология Когнитивная психология Открытие бытия Человек и мир Психология религий Методологический аспект проблемы способностей Трансцендентальная функция Методологический анализ в психологии Загадка страха Глубинная психология и новая этика Кризис современной психологии: история, анализ, перспективы.

Реклама

Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Рубинштейн С.Л. "Человек и мир"

Ни один предмет, взятый сам по себе, не может обнаружить свою родовую сущность. Общее проявляется в единичном через отношение единичного к единичному, когда одно единичное выступает в качестве эквивалента другого. Категория рода осуществляется через категорию отношения в ее связи с категорией вещи.

Это есть общелогическая категориальная основа для понимания того, как родовое свойство человека раскрывается через отношение одного человека к другому'.

Раскрытие этого отношения начинается с некоторых фактов осознания детьми своего "я". Дети сначала называют себя так, как их называют другие (Петя, B;i-ня). Значит, ребенок существует для себя, поскольку он выступает как объект для других. Он существует для себя как объект для других. Он приходит к осознанию самого себя через отношение к нему других людей. Приоритет других перед собой подтверждается таким наблюдением Ж. Пиаже: считая присутствующих, чтобы поставить обеденные приборы для всех, ребенок не учитывает самого себя. Ребенок осознает других людей раньше, чем самого себя.

Каждый индивид как "я" отправляется от "ты", "он" (2-е, 3-е лицо), когда "я" уже осознано как таковое. Так что нельзя сказать, что "ты" как таковое предваряет "я", хотя верно, что другие субъекты предваряют мое осознание себя как "я".

"Я" - это действующе "лицо". Его выделение связано с различением процесса ("что-то происходит" в форме безличного предложения) и деятельности (данный человек что-то делает). Второе связано с человеческим произвольным действием, т. е. действием, сознательно управляемым. Произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности - "Я" данного индивида.

"Я" - это не сознание, а человек, субъект как сознательный деятель. В качестве субъекта познания (специальной теоретической сознательной деятельности) человек выступает вторично; первично он - субъект действия, практической деятельности.

Вопрос о существовании другого "я" - это вопрос о существовании другого действующего лица; вопрос о существовании чужой психики, сознания дан не обособленно, а имплицитно в вопросе о другом действующем лице (его существование генетически для ребенка первично). Вопрос о сознании сначала дан лишь имплицитно в этом практическом вопросе. Вопрос о сознании другого - это вопрос о сознательном произвольном характере действий других людей, об их сознательной регуляции. Особая трудность вопроса о чужом сознании, психике обусловлена обособлением этого вопроса от того реального контекста, с которым

' См. Маньковский Л. А. Категории "вещь" и "отношение" в "Капитале" К. Маркса // Вопросы философии. - 1956. - № 5.

он связан. Сначала обособляют сознание человека от жизни, от его действий, от всего внешнего, материального, и затем удивляются, что не находят подступов, путей к сознанию.

Самосознание - это также осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Осознание своего сознания - это другой вопрос: включает ли знание чего-либо (того или иного предмета) знание того, что я его знаю? "Я" как предмет самосознания предполагает единство субъекта и объекта'. "Я" выступает как имеющее себя предметом отношения себя самого. Нераздельность двух форм, в которых "я" противополагает себя себе самому, составляет собственную природу понятия "я". Философский анализ этих случаев показывает, что "Я" как всеобщность сохраняется, не будучи для других - объективно - связанной с одним и тем же реальным субъектом, лицом, причем "я" - это не только мое: мое "я" - это "я" каждого человека, каждого "я". Под него каждый должен подставить конкретное значение этого своего "я", - оно для себя, для самого этого "я" связывается с другим конкретным комплексом переживаний.

В самосознании "Я" (je) как всеобщность имеет своим объектом "я" (тог) как частное, единичное. Поскольку "я" здесь вообще объект (конкретное, эмпирическое существо), оно в качестве такового существует и теоретически и практически сначала для другого, так же как другой самосознающий субъект существует сначала для меня и, таким образом, лишь через свое отношение к другому, каждому существующему как объект, существует и для себя.

Из того, что при мысли о "я", "я" не может быть опущено", Кант делает тот неправильный вывод, что "я" дано лишь как субъект сознания или что "я" может употреблять себя лишь в качестве субъекта суждения и что нет такого положения, через которое оно было бы дано как объект.

На самом деле предметное сознание о "Я" как реальном субъекте развивается прежде всего как сознание о субъекте действия, субъекте жизни, а не психическом только субъекте, субъекте познания. Субъект - это сознательно действующее лицо, субъект как жизни вообще, так, в частности, и познания, осознания мира и самого себя как сознательного существа, осознающего мир. Самосознание - это предметное сознание своего "Я" или это заключенное в каждом этом, конкретном, частном "Я" всеобщее "Я". Кто субъект сущностных проявлений, субъект мыслящего сознания - в том субъекте всеобщее представлено, осуществлено в наиболее полном и концентрированном виде*.

"Я" - всеобщность, свойственная всем, каждому "я", которая своим объектом (предметом) имеет это частное, мое "Я", "Я" как всеобщность не может быть обособлено от частного, конкретного "Я" и превращено в особую реальность; в эту всеобщность всегда необходимо должно быть подставлено какое-то частное значение. В него может быть подставлено любое частное значение любого индивида, но нельзя не подставить никакого. Эти частные значения включают "Я" как всеобщность, но, поскольку ее включает каждое частное "Я", ни одно из них не может быть определено только через свое отношение к этой всеобщности, каждое из частных, конкретных "Я" может быть определено только через свое отношение к другим. Они взаимно предполагают друг друга. Не существует поэтому никакого

' О "Я" см. Гегель. Феноменология духа. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - Т. IV. - С. 94.

приоритета одного "Я" (моего) перед другими, так, чтобы существование другого "Я" стало бы более проблематичным, сомнительным, чем существование моего "Я". Они все "Я", и каждое для кого-нибудь мое.

"Я" - это не сознание, не психический субъект, а человек, обладающий сознанием, наделенный сознанием, точнее, человек как сознательное существо, осознающий мир, других людей, самого себя. Самосознание - это не осознание сознания, а осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе.

Согласно П. Наторпу, всякое выражение, которое выставляет само "я" как содержание в собственном смысле, может иметь ценность лишь образного обозначения*. П. Наторп считает, что "Я" не может стать предметом, так как, скорее, в противоположность всякому предмету оно означает то, в отношении к чему что-либо есть предмет'. Здесь смешаны две мысли:

< Назад | Дальше >